База данных МИС МЕДИАЛОГ представляет собой базу данных на MSSQL-сервере, содержащую набор таблиц, позволяющий хранить всю основную информацию, необходимую для работы медицинского учреждения. Система также обладает инструментарием для создания дополнительных - пользовательских и справочных - таблиц, которые могут понадобиться в процессе настройки системы в конкретном учреждении.
Список всех таблиц МИС МЕДИАЛОГ можно увидеть, запустив Microsoft SQL Server Management Studio и открыв пункт Tables для установленной базы МИС МЕДИАЛОГ (рис. 2.1).
Рисунок 2.1. Список таблиц базы МЕДИАЛОГ на сервере
Таблицы МИС МЕДИАЛОГ можно разделить на 3 типа:
·Системные – те таблицы, с которыми поставляется система и которые нужны для корректной работы МИС МЕДИАЛОГ. В них содержатся информация о пациентах, записи в истории болезни и многое другое. Структуру многих системных таблиц можно редактировать в меню Настройка / Структура базы данных: добавлять поля, задавать формулы для полей и т.д.
·Пользовательские – таблицы, которые создает пользователь МИС МЕДИАЛОГ в процессе выполнения определенных настроек; такие таблицы получают при создании префикс "DATA" и порядковый номер. Все пользовательские таблицы доступны для редактирования в меню Настройка / Структура базы данных.
·Справочные – таблицы, которые содержат различные справочные данные, также создаются пользователем, но с помощью специальной утилиты Restruct. Они могут иметь произвольное название и подключаются к системе по определенному алгоритму. Эти таблицы нельзя редактировать из меню Настройка / Структура базы данных.
Большинство системных таблиц имеют префикс в названии, обозначающий принадлежность таблицы к определенному модулю или функции модуля МИС МЕДИАЛОГ. Значение основных префиксов:
·CP_ - планы лечения
·DIR_ - направления / назначения
·DM_ - аптечный модуль
·FM_ - финансовый модуль
·GP_ - групповая печать макетов
·HO_ - модуль "Коечный фонд"
·IMP_ - импорт прикреплений
·JOB_ - SQL-задания
·KRN_ -
·LAB_ - модуль "Лаборатория"
·LM_ - нормативы
·MED_ - привязки пользователя (отделения, расписания, заместители и др.)
·MOTCONSU_ - события (медицинские случаи) и папки ЭМК
·OMS_ - справочные данные, необходимые при обслуживании пациента по ОМС
·PATDIREC_ - направления / назначения
·PL_ - модуль "Расписание"
·PR_ - назначения (справочники, шаблоны и конфигурации)
·RM_ - репликация
·RS_, RES_ - ресурсы системы
·RT_ - права и роли пользователей
·SC_ - SQL-скрипты
·VIP_ - VIP-пациенты.
Наиболее важными для корректной работы МИС МЕДИАЛОГ являются следующие таблицы:
·DATA_TRANSFERS - таблица, описывающая движение пациентов в стационаре
·MEDECINS - список всех пользователей МИС МЕДИАЛОГ
·MOTCONSU - записи в историях болезни (записи в ЭМК) всех пациентов
·PATIENTS - список пациентов
·PATIENTS_DISCOUNTS - личные скидки и надбавки пациентов.
Список таблиц, которые можно редактировать в МИС МЕДИАЛОГ, доступен из меню программы Настройка / Структура базы данных (рис. 2.2).
Рисунок 2.2. Список таблиц базы данных в меню "Настройка / Структура базы данных"
Каждая таблица этого списка должна быть привязана к пациенту или пациенту+дате, а также может содержать одну или несколько записей. Эти свойства таблицы определяются на закладке Структура окна Редактирование структуры таблицы (рис. 2.3), которое открывается при создании или редактировании таблицы из списка.
Рисунок 2.3. Структура таблицы
Термин "таблица привязана" означает, что в данной таблице есть ссылка на первичный ключ таблицы Пациенты (PATIENTS_ID) или таблицы История заболевания (MOTCONSU_ID).
Рассмотрим возможные варианты структуры таблиц:
·Таблица привязана к пациенту - для каждого пациента существует одна запись в данной таблице. Пример таблицы - "Медицинский титульный лист", содержащий такие данные, как группа крови, резус-принадлежность и т.д.
·Таблица привязана к пациенту, несколько строк - для каждого пациента может существовать одна или несколько записей в данной таблице. Пример таблицы - "Скидки/надбавки пациента": у одного пациента может быть несколько индивидуальных скидок.
·Таблица привязана к пациенту+дате - для каждого пациента существует одна запись в данной таблице на определенную дату (как правило, эта запись привязана к записи истории болезни). Таких таблиц большинство (осмотры специалистов, данные исследований и т.д.).
·Таблица привязана к пациенту+дате, несколько строк - для каждого пациента может существовать одна или несколько записей в данной таблице на определенную дату. Пример таблицы - "Диагнозы": в рамках одной записи в истории болезни специалист может выставить несколько диагнозов, отличающихся видом заболевания (основное, сопутствующее) и характером заболевания (острое, хроническое).